Идеальный полиграфический процесс мог бы выглядеть так: вы отправляете цифровой макет в типографию и с абсолютной уверенностью знаете, что получите на выходе — без бесконечных пробных оттисков и цветовых правок. Долгое время главным вызовом в этой области была именно «цветовая неопределенность». Разные машины, бумага и условия печати создавали уникальные вариации цвета, делая согласованный результат труднодостижимым.
И сейчас подготовка макета к печати — это не просто экспорт в PDF. Это технически сложный процесс, где любая мелочь, от цветового профиля до размера вылетов, может стоить времени, денег и нервов. Данная статья — это исчерпывающее руководство, которое поможет вам избежать самых распространенных ошибок предпечатной подготовки.
То, что вы видите, не всегда то, что вы получаете
Более точных слов не найти, когда речь идет о том, чтобы управлять ожиданиями от печатных материалов. Человеческий глаз способен распознавать миллионы цветов. Но ни один созданный инструмент или устройство не может воспроизвести все цвета, которые видит глаз. Компьютерный монитор может отображать лишь небольшой процент этих цветов, а печатный станок воспроизводит еще меньшее их количество.
Это фундаментальное различие рождает необходимость в «переводчиках» — специальных цветовых моделях, которые помогают нам договориться о цвете на каждом этапе: от экрана до бумаги.
RGB. Все начинается с экрана. Мониторы, телефоны и телевизоры используют систему RGB (Red, Green, Blue). Это аддитивная модель, где цвет создается путем сложения лучей света. Красный, зеленый и синий, смешиваясь в разных пропорциях, дают все великолепие, которое вы видите на дисплее. Максимальная интенсивность всех трех компонентов дает белый свет, а отсутствие света — черноту экрана. Проблема в том, что это цвет, живущий только в луче проектора или пикселе монитора.
CMYK. Когда речь заходит о печати, в игру вступает принципиально иная, субтрактивная модель — CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key/Black). Если RGB излучает свет, то краска его поглощает (вычитает). Наложение голубой, пурпурной и желтой красок в теории должно давать черный цвет, но на практике получается грязно-коричневый. Для достижения глубоких теней, четких контуров и экономии дорогих цветных красок в модель был добавлен ключевой цвет — черный.
И вот здесь нас поджидает главный вызов: цветовой охват CMYK значительно уже, чем у RGB. Яркие неоновые оттенки и сочная зелень, которые сияют на мониторе, часто просто не имеют физического воплощения в триадной печати. Именно поэтому макет, сверстанный в RGB, после печати может выглядеть блеклым и тусклым.
PANTONE. Как же быть, когда точность цвета критически важна для бренда? Когда оттенок логотипа должен быть неизменным на визитке, упаковке и фирменном бланке? Здесь приходит на помощь система PANTONE — всемирный стандарт для идентификации цветов. Вместо того чтобы получать цвет путем смешения четырех базовых красок (CMYK), PANTONE использует заранее приготовленные смеси. Каждому из тысяч оттенков в веере (каталоге) присвоен уникальный номер.
Это «именованные цвета», которые гарантируют:
- абсолютную точность: цвет напечатается именно тем, какой вы выбрали по каталогу.
- неповторимые эффекты: металлики, флуоресцентные оттенки, пастельные тона — все то, что невозможно получить с помощью CMYK.
- согласованность: один и тот же PANTONE 19-4052 Classic Blue будет идентичен у любой типографии.
Таким образом, понимание различий между RGB (мир экранов), CMYK (мир офсетной печати) и PANTONE (мир стандартов и брендинга) — это не техническая формальность, а основа для управления ожиданиями и получения предсказуемого, качественного результата в любом печатном проекте.
Изображения (как растровые, так и векторные) можно сохранять в нескольких различных цветовых режимах. В большинстве случаев CMYK — это цветовой режим, в который следует конвертировать все изображения перед отправкой издателю или печатному поставщику. Не менее важен выбор «вида» CMYK. Важно убедиться, что все изображения были преобразованы в одно и то же условие печати CMYK перед отправкой файлов на печать. Некоторые принтеры и рабочие процессы печати могут использовать цветовые пространства RGB и конвертировать в CMYK на позднем этапе процесса. Векторные изображения не зависят от разрешения. Их можно увеличивать или уменьшать без потери качества.
Растровые изображения, напротив, зависят от разрешения. Это означает, что качество меняется, если изображение увеличивается до точки, где разрешение (dpi) становится слишком низким. Также, если изображение было сохранено, например, как 72 dpi, разрешение слишком низкое для качественной печати. При сохранении растровых изображений убедитесь, что они сохранены с правильным разрешением для качественного воспроизведения. Если вы не уверены, проконсультируйтесь с издателем или печатным поставщиком. Когда вы меняете размер растровых изображений в программах верстки, итоговое разрешение для печати также изменится, поэтому убедитесь, что изображение сохранено с достаточным разрешением для обработки любых увеличений.
Простой черный vs. глубокий черный. Черная краска может печататься только как черная (K) или как смесь CMYK и черной, что называется «глубоким черным» (Rich Black). Важно знать, когда и почему использовать только черный, а когда — глубокий черный, и как настроить каждый из этих вариантов в приложениях. Суть: знайте, когда использовать черный и глубокий черный, и как создавать оба варианта в приложениях. Если вы используете продукт, который производит только RGB-результаты, сообщите печатному поставщику, в каком приложении был создан файл, чтобы принтер мог скорректировать вывод на своей стороне.
| Тип | Состав | Использование |
|---|---|---|
| Простой черный | 100% черный (K) | Всегда следует использовать для печати черного текста. Причина в том, что трудно совместить глубокий черный достаточно хорошо, чтобы он оставался читаемым при использовании в мелком тексте. |
| Глубокий черный | Смесь C, M, Y и K | Простой черный сам по себе может выглядеть тусклым и иногда немного серым по сравнению с глубоким черным, поэтому добавление других красок к черному создает «более насыщенный» вид черного. Глубокий черный используется как способ увеличения насыщенности и глянца больших черных областей в печатном изделии. |
Использование глубокого черного для текста может быть ошибкой, например, результатом отправки RGB-файлов принтеру, которые содержат RGB-текст. Примером может служить документ Microsoft Word. Полиграфист может этого не заметить, и в итоге напечатанный текст будет состоять из CMYK-красок, из-за чего текст будет выглядеть размытым из-за любого небольшого несовмещения. Это также создает проблемы для печатника, так как сложно идеально совместить большой печатный лист от края до края и от угла к углу.
Новые стандарты и спецификации В конце 2013 года в международные стандарты печати были внесены несколько важных изменений, которые повлияют на то, как мы калибруем, измеряем и оцениваем печать. Большинство этих изменений основано на новом способе измерения и просмотра цвета, который теперь включает УФ-энергию на всех этапах рабочего процесса.
Эти изменения отражены в новых стандартах и спецификациях печати IDEAlliance, выпущенных недавно. GRACoL 2013, SWOP 2013, обновленный ISO 12647-2:2013 и семейство наборов данных G7 (CGATS 21) — все они были выпущены в течение последних лет. Все эти новые стандарты и спецификации печати полагаются на совершенно новый способ измерения с использованием нового условия измерения, называемого условием освещения M1. Из-за этого нового способа измерения все эти обновленные и новые условия печати требуют другого рабочего процесса, в отличие от тех, которые мы используем в настоящее время с GRACoL 2006 и SWOP 2006.
Преимущества новых рабочих процессов связаны с включением УФ-энергии во все аспекты измерения и просмотра. До появления спецификаций 2013 года все управление цветом и цветовые цели должны были выполняться без оптических отбеливателей (OBA). Бумаги и материалы с высоким содержанием OBA просто плохо работали с управлением цветом. Из-за этой проблемы с OBA предыдущие стандарты и спецификации, такие как ISO 12647-2 и GRACoL 2006, были построены на основе материалов, не содержащих OBA. Эти условия печати очень хорошо работали, когда OBA отсутствовали в печатных или пробных материалах. Когда OBA присутствовали либо в печатном, либо в пробном материале, становилось очевидным явное визуальное несоответствие. Это стало проблематичным, поскольку клиенты стали отдавать предпочтение материалам, содержащим OBA.
Универсальный язык цвета G7
Метод G7, разработанный ассоциацией IDEAlliance, стал решением, позволившим унифицировать визуальное восприятие оттисков среди различного оборудования. В отличие от устаревших методов, таких как механическая калибровка по TVI (Total Value Increase), которые фокусировались на контроле отдельных параметров, G7 использует целостный подход. Его цель — достижение одинаковой тональности и нейтрального серого баланса среди всех печатных процессов, от офсета до струйной печати.
Ключевыми концепциями метода являются:
- Нейтральная кривая плотности тонов (NPDC). Это связь между процентным значением точки и результирующей оптической плотностью нейтральных серых плашек. G7 определяет стандартную форму этой кривой, которая сохраняет контраст изображения, адаптируясь под любую печатную систему.
- Серый баланс. Нейтральность оттиска определяется не абсолютными значениями, а цветовыми координатами относительно подложки (бумаги). Это делает серый цвет визуально нейтральным для человеческого глаза на любой бумаге — от глянцевой мелованной до немелованной офсетной.
Именно контроль над NPDC и серым балансом позволяет всем системам, откалиброванным по G7, иметь «совместный нейтральный вид». Это значительно упрощает обмен CMYK-файлами между разными участниками рабочего процесса.
Со временем метод G7 эволюционировал, чтобы отвечать вызовам новых технологий. Ответом стал стандарт G7+, представленный IDEAlliance как расширенная спецификация.
Он сохраняет все преимущества и общий вид классического G7, но предлагает усовершенствованные алгоритмы и логику, обеспечивая:
- Более точный серый баланс.
- Улучшенную передачу тонов.
- Повышенную эффективность в нестандартных условиях печати.
G7+ построен на глобальных стандартах и предназначен для согласованного управления цветом для всей цепочки поставок в полиграфии. На практике калибровка по G7 — это итерационный процесс, следующий за базовой калибровкой печатной системы. Процесс включает печать и измерение специальных мишеней P2P (Patches to Press).
Современное программное обеспечение, такое как Fiery Command WorkStation, поддерживает различные версии этих мишеней, включая обновленную P2P51 и оригинальную P2P25Xa. После печати мишень измеряется спектрофотометром. Программное обеспечение анализирует результаты, строит корректирующие кривые NPDC для композитных цветов (CMY) и черного (K), а также проверяет серый баланс по метрикам цветности (a*b*). Цель — достичь значений, при которых среднее отклонение не превышает 1.5, а максимальное — 3.0. Процесс повторяется до достижения удовлетворительных результатов.
Внедрение G7 приносит бизнесу ощутимые выгоды:
- Экономия времени и средств: упрощает и ускоряет подготовку производства, сокращает количество пробных оттисков.
- Повышение предсказуемости: обеспечивает стабильное качество цвета как для одного тиража, так и для разных заказов.
- Упрощение взаимодействия: становится проще работать с подрядчиками, так как все, использующие G7, говорят на одном «цветовом языке».
Для поддержания высоких стандартов IDEAlliance проводит сертификацию специалистов, предлагая курсы различного уровня, включая G7 Expert — высшую ступень, готовящую ведущих специалистов по цвету и внедрению G7.
Стандарты в полиграфии: фундамент качества и предсказуемости для всех
Стандарты представляют собой документированные соглашения, которые устанавливают технические спецификации и точные критерии для материалов, продуктов и процессов. Их главная цель — унификация. Когда все участники процесса следуют одним и тем же правилам, это устраняет технические барьеры, ускоряет обмен данными и обеспечивает предсказуемый результат в любой точке мира. Для полиграфической компании это означает возможность стабильно выпускать качественную продукцию, снижать количество брака, оптимизировать затраты и, как следствие, укреплять свои позиции на рынке. Цифровизация индустрии за последние двадцать лет стерла технологическое неравенство: сегодня freelance-дизайнер, используя то же программное обеспечение, что и крупное агентство, может готовить файлы того же уровня, а малая типография, следующая стандартам ISO, может конкурировать или сотрудничать с большими корпорациями.
Участники процесса и их ответственность
Полиграфическая цепочка создания стоимости включает несколько ключевых фигур. Заказчик печати формулирует ожидания, утверждает пробные оттиски и финальный тираж. Дизайнер создает визуальную концепцию проекта, и хотя его роль пока слабо отражена в стандартах ISO, от его работы зависит очень многое. Оператор подготовки к печати выступает техническим переводчиком, преобразуя творческий замысел в файлы, готовые к печати. Он отвечает за целостность данных, цветопреобразование и создание печатных форм. Печатник, в свою очередь, обязан контролировать процесс, чтобы вариативность находилась в заданных допусках, и информировать других участников о любых визуальных расхождениях с утвержденным образцом. Специалист по послепечатной обработке завершает процесс, выполняя такие операции, как переплет, ламинирование или резка, и также несет ответственность за качество и соответствие стандартам. Слаженная работа этой команды, основанная на единых стандартах, — залог успеха всего проекта.
Несколько фундаментальных понятий лежат в основе всех полиграфических стандартов. Условия просмотра, регламентированные стандартом ISO 3664, критически важны для оценки цвета. Освещение, его интенсивность и спектральный состав должны быть стандартизированы, чтобы все участники процесса видели цвета одинаково, особенно при работе с бумагой, содержащей оптические отбеливатели.
Измерение цвета, описываемое стандартом ISO 13655, ушло далеко вперед от простой денситометрии. Современные спектрофотометры работают в нескольких режимах: M0 (традиционный), M1 (учитывающий флуоресценцию), M2 (исключающий УФ-спектр) и M3 (с использованием поляризации). Договоренность о том, в каком режиме проводить измерения, необходима для корректного обмена данными.
Печатное условие — это комплекс параметров, включающий свойства бумаги, цвет красок, линиатуру растра и кривые растискивания, который определяет визуальный облик оттиска. Эти условия детально описаны в стандартах серии ISO 12647 для различных технологий печати. Характеризация — это процесс измерения и описания цветового охвата конкретного печатного процесса вместе с используемыми материалами. Набор этих данных, известный как Characterized Reference Printing Condition (CRPC), позволяет точно прогнозировать цвет на всех этапах: от дизайна до печати.
Особое место занимает воспроизведение нейтральных серых оттенков. Серый баланс — один из самых сложных для стабильного получения элементов, и его контроль является чутким индикатором стабильности всего печатного процесса.
На этапе дизайна, который пока недостаточно охвачен стандартами, уже можно заложить основы успеха. Использование контрольных устройств отображения для мягкого пробирования, соответствующих ISO 12646 и ISO 14861, и просмотровых кабин, отвечающих ISO 3664, позволяет дизайнеру видеть цвета, максимально близкие к будущим оттискам. Для работы с RGB-изображениями стандарт ISO 16760 предлагает методику создания эталонных изображений и отпечатков, что делает намерения дизайнера понятными для всех. Критически важным является корректная подготовка и префлайт-проверка файлов, желательно в формате PDF/X (ISO 15930), которые передаются в производство.
Существует два основных подхода к подготовке данных. Процесс-зависимый — опирающийся на ISO 12647, предполагает, что дизайнер готовит макет под конкретную печатную технологию и известное печатное условие. Процесс-независимый, основанный на ISO PAS 15339, используется, когда технология печати еще не определена; дизайнер работает в виртуальном цветовом пространстве одного из стандартных CRPC, а преобразование под конкретную машину происходит позже.
Препресс-этап — это связь между дизайном и печатью. Если предоставленные файлы не соответствуют целевому печатному условию, требуется их цветокоррекция. Стандарт ISO/TS 10128 описывает три метода такой настройки: корректировка кривых растискивания точек, использование нейтральных шкал и применение многомерных преобразований CMYK-to-CMYK. Выбор метода зависит от требуемой точности и сложности проекта.
Печатный этап наиболее полно описан в стандартах, в первую очередь, в серии ISO 12647. Однако простого следования параметрам процесса контроля недостаточно для точного попадания в цвет. Чтобы выполнить ожидания заказчика, необходимо контролировать условия просмотра и измерений, обеспечивать соответствие материалов, держать технологические параметры в допусках и, что самое важное, использовать методы из ISO/TS 10128 для точной подгонки под желаемые характеризационные данные.
Послепечатная стадия завершает создание продукта. Стандарты ISO 16762 и ISO 16763 задают общие требования к послепечатным процессам и спецификации для переплетной продукции, помогая избежать ошибок, ведущих к переделкам и браку.
Что еще необходимо иметь в виду?
Вылеты. Если какой-либо объект в проекте доходит до края окончательного обрезанного листа, ему необходимо «выходить» за край листа. Это требуется для того, чтобы печатный поставщик имел небольшой запас для процесса переплета, где листы складываются и обрезаются в готовый продукт. Стандартное значение — 1/8 дюйма (примерно 3 мм), но лучше проконсультироваться с вашим печатным поставщиком, чтобы убедиться, что им не требуется больше. Меньшее значение они могут скорректировать, а для большего потребуется дополнительная работа с исходными файлами, а не с PDF, который был отправлен печатному поставщику. Убедитесь, что любой объект, доходящий до края, выходит за него на соответствующую величину вылета.
Шрифты. Пропуск шрифтов — это самая частая проблема, когда файлы поступают в типографию или отправляются на печать. При создании PDF-файлов убедитесь, что настройки включают встраивание шрифтов в PDF-файл. При отправке файлов в исходном формате убедитесь, что шрифты либо были преобразованы в кривые, либо были приложены вместе с файлом. Другая часто упускаемая из виду ошибка дизайна — использование меню стилей приложения для изменения атрибутов шрифта. Многие шрифты не имеют всех стилей, доступных в меню стилей, что может привести к неожиданным результатам в процессе печати. Всегда выбирайте стиль шрифта из меню шрифтов, чтобы убедиться, что у вас действительно есть этот конкретный стиль для выбранного шрифта.
Изображения и графика. Убедитесь, что вы включили все изображения и графику в файл вашей публикации. Разрешение важно, и эмпирическое правило заключается в том, что изображения должны иметь разрешение в 2 раза выше, чем линиатура растра. Таким образом, для печати с линиатурой 150 lpi изображения должны быть 300 точек на дюйм. Ваша предпечатная проверка должна включать проверку разрешения и типа изображений. Когда вы упаковываете файл или создаете PDF, проверьте, чтобы все изображения были связаны и обновлены. Уделите время предпечатной проверке и научитесь ею пользоваться. Обучение предпечатной проверке файлов может очень помочь в понимании всех тонкостей подготовки файлов для процесса печати.
Программа предпечатной проверки будет помечать распространенные и не очень распространенные проблемы с файлами, чтобы их можно было исправить до отправки печатному поставщику. Программы предпечатной проверки также очень экономят время, если их правильно настроить и использовать. Многие типографии используют их, чтобы выявить как можно больше проблем с файлами до того, как они попадут на печать. Программы предпечатной проверки на самом деле довольно быстро окупаются.