Что такое экономика совместного потребления и нужна ли она вашему бизнесу?

Что такое экономика совместного потребления и нужна ли она вашему бизнесу?
Содержание

Экономика совместного использования стала обычной практикой в ​​последние годы. Появляются новые сервисы и приложения, чтобы помочь тем, кто хочет заработать дополнительные деньги, связавшись с теми, кто хочет что-либо арендовать. Диапазон вещей, которые можно привнести в экономику совместного использования, бесконечен. На самом деле, нет ничего необычного в том, что потребители сдают в аренду свои дома, велосипеды, автомобили, туристическое снаряжение, лодки и другие уникальные предметы или услуги.

Однако такой обмен сопряжен с некоторыми уникальными проблемами и рисками, которые потребители не часто принимают во внимание, прежде чем размещать свои объявления. Ниже мы разберем все, что вам нужно знать об экономике совместного использования, ее преимуществах и недостатках, а также обо всех доступных вам вариантах, чтобы начать участвовать в этой новой бизнес-модели «потребитель-потребитель».

Что такое экономика совместного использования?

Экономика совместного использования — это термин, используемый для описания онлайн-платформ, которые соединяют потребителей, чтобы продавать или сдавать в аренду вещи друг другу. Перечень того, что можно продать на этих платформах, довольно обширен. Чаще всего встречаются физические предметы, такие как дома, велосипеды и автомобили. Однако такие услуги, как репетиторство, персональное обучение и кулинарные курсы, также часто продаются или покупаются.

Эта сложная бизнес-модель включает в себя широкий спектр различных компаний, многие из которых служат сторонними хостами для подключения потребителей, в то время как другие сами сдают аренду потребителям. Но, к счастью, для потребителей — и благодаря множеству удобных онлайн-платформ — участие в экономике совместного использования не так сложно, как кажется.

Плюсы и минусы экономики совместного использования

Прежде чем переходить к экономике совместного использования, важно рассмотреть плюсы и минусы этого дополнительного потока доходов. Хотя многие люди обычно видят выгоду только от сдачи в аренду своих вещей за наличные, они не понимают, сколько потребуется средств на содержание или износ, который может произойти с этими арендованными предметами с течением времени.

Плюсы экономики совместного использования для «владельцев» включают дополнительные возможности для получения дохода, гибкий график, возможность сконцентрироваться на иных делах — как личного характера, так и бизнес-процессах.

Для потенциальных «клиентов» очевидным плюсом является возможность не совершать крупные покупки на то, что они могут использовать только один или два раза.

Однако, поскольку экономика совместного использования — относительно новое предприятие, законодательная база, которая бы помогла защитить тех, кто причастен к этому, не так велика.

Хотя некоторые службы предлагают защиту для пользователей, участникам «Sharing Economy» необходимо самостоятельно предпринять определенные шаги (например, оформление страховки), чтобы защитить себя и свои товары в случае судебного процесса или повреждения.

Те, кто не может себе этого позволить, просто обходятся без подобных мер, что может быть значительным риском. Также возникают проблемы с безопасностью, поскольку опыт многих участников не проверяется должным образом. Помимо этих более серьезных проблем, важным недостатком также являются непоследовательный доход и возможная амортизация бывших в употреблении предметов.

 Примеры внедрения Sharing Economy

Тем не менее, примеров внедрения шеринг-экономики становится все больше, и сфера полиграфии в этом смысле не является исключением. Напротив, среди поставщиков услуг печати пока не так много реализованных проектов — можно сказать, что ниша практически свободна и открыта для реализации смелых идей.

Среди удачных кейсов, которые можно привести в качестве примера, — сервис Threedigo, который в 2016 году стал первой в мире онлайн-платформой, которая объединила владельцев 3D-принтеров и тех, кому требовалась трехмерная печать. Первые могли сдать в аренду собственное оборудование в периоды, когда оно не использовалось. Вторые получали возможность за небольшую плату создать продукцию для своих нужд без необходимости покупки оборудования и долгосрочного владения им.

В июле 2019 года австралийское подразделение компании Canon также реализовало проект по принципу экономики совместного использования, чтобы компенсировать пусть и медленное, но неуклонное снижение продаж домашних принтеров. Компания запустила сервис под названием PrintNow, который позволяет людям печатать документы на принтерах, расположенных в круглосуточных магазинах, автозаправочных станциях и других торговых точках по всей Австралии.

Эта же страна стала площадкой для еще одного эксперимента Canon — в том же 2019 году бренд запустил платформу Kyōyū (Кёйю), которая призвана стать своеобразным аналогом Airbnb для камер и аксессуаров Canon. Владельцы фотоаппаратов могут использовать сервис сдачи в аренду своего оборудования, а потенциальные клиенты — опробовать желаемые модели фотокамер или объективов, не покупая их. Canon взимает небольшую комиссию с каждой транзакции, чтобы покрыть расходы на управление платформой и предоставляет страховку в размере до 15 000 долларов при заключении каждой сделки аренды.

Стоит ли использовать экономику совместного потребления?

Владельцам бизнеса необходимо проанализировать свою деятельность и подумать о том, может ли экономика совместного использования ей помочь или нарушить. Аналитики из компании HP — одного из авторитетнейших производителей оргтехники и полиграфического оборудования, составили небольшой перечень вопросов, которые стоит задать при оценке собственной бизнес-модели.

# Как конкуренты могут создать похожую версию того, что предлагает ваш бизнес, но в рамках экономики совместного использования?

Большинство традиционных компаний занимаются продажей товаров или услуг, опираясь на устоявшиеся принципы бизнеса. Многолетняя работа в одном направлении чаще всего не позволяет таким компаниям отступить от общепринятых экономических норм, они не видят необходимости что-то менять, поскольку по всем признакам у них все хорошо. Поэтому они сильно удивляются, когда появляется какой-то стартап, основанный на принципах совместной экономики, который существенно корректирует их бизнес-модель и вторгается на их рынок.

Пример. Большинство туристических агентств и представить себе не могли, что люди, путешествуя, могут остановиться в чужих домах, а не в гостиничных номерах. Поэтому, когда Airbnb организовала эту совершенно новую базу коммуникации и вышла на гостиничный сектор, они были застигнуты врасплох — и все еще изо всех сил пытаются конкурировать.

# Какие действия ваш бизнес может предпринять, чтобы задействовать экономику совместного использования? 

Например, есть ли способы и возможности поделиться собственными активами вместо того, чтобы продавать их? При этом не стоит себя как-то ограничивать — таким активом может быть как типичное офисное МФУ, так и готовый комплект оборудования для оперативной полиграфии, который есть в распоряжении вашей компании.

Пример. Производитель экологически чистых товаров для дома Seventh Generation делит все свое оборудование и помещения штаб-квартиры в Берлингтоне (штат Вермонт) с компаниями-партнерами, что позволяет сэкономить на накладных расходах.

# Есть ли способы создать «облегченную» или более дешевую версию своего продукта, которая могла бы понравиться покупателям?

Согласно недавнему опросу, половина потенциальных клиентов воспользовались бы товаром или услугой конкурента из сектора шеринг-экономики, если бы это сэкономило им 25% стоимости.

Пример. Крупнейшая в мире американская торговая сеть по продаже инструментов для ремонта и стройматериалов Home Depot предлагает программу аренды дорогих инструментов и станков. Поэтому у их клиентов есть доступная альтернатива покупке того, что им может понадобиться только один раз.

# Как все упростить?

Треть потребителей была бы готова попробовать товар или услугу из сектора экономики совместного потребления, если бы ее было проще использовать.

Подумайте о новых способах обслуживания, которые бы могли максимально удовлетворить потенциального клиента. Вы даже можете подумать о взаимовыгодном партнерстве с компанией или молодым стартапом, работающим на экономику совместного использования, который может упростить доступ к вашим товарам или услугам за небольшую плату.

Пример. Американская сеть супермаркетов, специализирующаяся на продаже органических продуктов питания, Whole Foods Market заключила партнерское соглашение с компанией доставки продуктов Instacart в нескольких городах, чтобы предложить своим клиентам вариант доставки реализуемой продукции.

# Достаточно ли вы делаете для укрепления авторитета своего бренда?

Пришло время поработать над репутацией вашего бренда, особенно в области обслуживания клиентов и получения качественного продукта. Четверть потребителей предпочла бы временное использование товара вместо покупки, если бы они имели дело с брендом, который знают и которому доверяют.

Пример. Автопроизводитель Ford сотрудничает со службой каршеринга Getaround, поощряя клиентов делиться своими новыми автомобилями этой марки чтобы заработать на краткосрочной аренде.


Опубликовано: 22-10-2020
logo

Вернуться в раздел