logo_foroffice
FOROFFICE

Технология аквапринта (иммерсионной печати)

Статья опубликована: 10.04.2014
Статья обновлена: 20.08.2025
Технология аквапринта (иммерсионной печати)

Иммерсионная печать или аквапринт — сфера полиграфии, известная еще с 1980-х годов. Впервые ее стали использовать японские производители автомобилей для декорирования элементов салона и дисков. В наши дни эта технология получила значительно большее распространение — она по-прежнему активно применяется в автотюнинге, а также при производстве мебели, элементов декора, сувенирной продукции.

C помощью аквапечати практически любое изделие можно за считанные секунды сделать ярким и оригинальным, она предоставляет практически безграничные возможности для творчества.

Что нужно для аквапринта?

Как и любая профессиональная деятельность, аквапечать требует внимательной подготовки и наличия определенного оборудования. При этом подобное 3D декорирование считается одним из самых доступных в полиграфической отрасли — купить оборудование для аквапринта в наши дни не составляет большого труда, а ассортимент технологических ванн и пленок отличается богатым разнообразием.

Итак, если вы решили заняться иммерсионной печатью, вам понадобятся следующие устройства и материалы.

Ванна для аквапринта (иммерсионной печати)

Технологическая ванна, которая используется для аквапечати, — это не просто емкость, наполненная водой. Это функциональная установка, состоящая из нескольких компонентов, обеспечивающих нагрев и циркуляцию воды с заданными параметрами.

Конечно, находятся любители, которые пытаются перенести изображения в домашних условиях при помощи обычной ванной. Однако, если речь идет о профессиональной деятельности и желании добиться исключительного качества, без специального оборудования не обойтись.

Корпус ванны для аквапринта изготавливается из качественной нержавеющей стали, его размеры могут варьироваться в зависимости от того, какие объекты подвергаются обработке. Одними из ключевых компонентов такой установки являются:

  • нагревательный элемент — нагревает воду в рабочем отсеке до нужной температуры (обычно 26-30°С);
  • трубопровод — обеспечивает циркуляцию воды в ванне, в результате чего она равномерно нагревается;
  • циркуляционный насос — поддерживает необходимое давление для движения воды по трубопроводу;
  • блок управления — пульт, имеющий необходимые выключатели и индикаторы нагрева воды.

Компрессор и краскопульт

Необходимы для нанесения активатора, грунта или лака. Поскольку активатор представляет собой химический реагент, состоящий из нескольких компонентов, его использование требует особой внимательности и мер предосторожности. Для распыления активатора не подойдут ручные пульверизаторы или распылители, поскольку их детали могут просто раствориться под действием реагента.

Специальный краскопульт с диаметром сопла 1,6-1,7 мм вместе с компрессором производительностью до 500 л/мин позволят нанести активатор равномерно и качественно. После переноса изображения это оборудование может быть использовано для покрытия изделия лаком. В этом случае рекомендуется чуть меньший диаметр сопла — 1,2-1,4 мм.

Активатор для иммерсионной печати

Активатор — особый химический состав, который придает пленке эластичность, что и позволяет произвести аквапечать. Как уже отмечалось, подобные составы требуют особого внимания — они обладают горючестью, взрывоопасностью при повышенных температурах, следует избегать их взаимодействия с окислителями.

На современном рынке присутствуют готовые активаторы от нескольких производителей, разлитые в емкости 0,5-1 л и готовые к использованию. Но многие предпочитают изготавливать составы самостоятельно из химикатов, также имеющихся в свободной продаже. Опытные полиграфисты и те, кто занимается иммерсионной печатью не первый день, используют несколько формул активаторов, отмечая, что наилучшим образом проявляет себя состав № 5.

Формула № 1 Формула № 2 Формула № 3
Ксилол 50%
Изопропанол 10%
Н-бутилацетат 10%
Метилцеллозольв 20%
Изофорон 10%
Н-бутилацетат 10%
Ксилол 40%
Изофорон 10%
Метилцеллозольв 25%
Н-бутил 5%
Н-бутилацетат 29,37%
Ксилол 29,37%
Изофорон 1,89%
Бутилцеллозольв 26,87%
Полиуретан12,5%
Формула № 4 Формула № 5 Формула № 6
Ксилол 60%
Н-бутилацетат 25%
Н-бутанол 10% Циклогексанон 5%
Ксилол 52,94%
МИБК (Метилизобутилкетон) 25,88%
МЭК (Метилэтилкетон) 11,18% Циклогексанон 5%
Изофорон 5%
Бутилгликольацетат 65%
Бутилцеллозольв 23%
Бутилбензил фатлат 12%

Пленка для иммерсионной печати

Ассортимент пенки для аквапечати отличается огромным разнообразием — существуют сотни различных декоров и текстур, стилизованных под металлические, деревянные или каменные поверхности, шкуры животных или другие узнаваемые изображения.

Пленка обычно поставляется в рулонах различного метража. Для иммерсионной печати необходимо отрезать кусок подходящего размера с небольшим запасом (около 5-10 см). Рекомендуется хранить такую пленку при температуре не более 22°C и 65% влажности — в этом случае она сохранит свои физические свойства и позволит качественно перенести рисунок.

Процесс иммерсионной печати

Аквапринт осуществляется в несколько этапов:

  • подготовка изделия — поверхность объекта зачищается наждачной бумагой или влажным способом, тщательно моется, сушится, покрывается спецсредством для обезжиривания;
  • подготовка пленки — пленка для иммерсионной печати укладывается на предварительно разогретую воду растворимым слоем вниз. Необходимо выдержать ее 1-2 минуты, установить ограничительные рейки, которые имеются в технологической ванне, после чего наносится активатор;
  • распыление активатора — химический состав следует наносить равномерно и с большой осторожностью, на расстоянии около 30 см от поверхности пленки, не допуская образования «тумана»;
  • перенос изображения — изделие погружается в воду с примерной скоростью 1-2 см в секунду под углом 45-65°. Некоторые объекты погружаются под прямым углом;
  • пост-обработка — изделие необходимо вымыть, высушить, нанести лак.

Узнать дополнительную информацию об этом товаре, получить профессиональные рекомендации по выбору, а также купить все необходимое для аквапринта вы сможете, обратившись за консультацией к нашим специалистам.

Связаться с менеджерами отдела продаж можно по многоканальному телефону (495) 228-20-11 (для московских клиентов) или позвонив на бесплатный номер 8-800-333-10-11 (для региональных клиентов).


Оцените материал:
Рейтинг 4.5 Отзывов 37674
Иван Сорокин
Автор статьи:

Об авторе

Специалист отдела продаж полиграфического оборудования и оргтехники.

Другие статьи

12 мая 2025
Статья

Полный набор критериев для правильной покупки.

17 марта 2025
Статья

Используйте их долгие годы.

05 мая 2025
Статья

Высокое качество печати для различных сфер.

logo