logo_foroffice
FOROFFICE

Что такое ризограф и как с ним работать?

Статья опубликована: 04.11.2022
Статья обновлена: 11.02.2024
Что такое ризограф и как с ним работать?

Ризограф — это фантастическая машина со множеством возможностей для создания различных отпечатков. Мы собрали несколько советов и приемов, которые помогут вам при подготовке печати с ризографами Riso.

Riso — это название компании по производству принтеров и чернил из Японии. Нобору Хаяма основал свою компанию в послевоенной Японии в 1946 году, назвав ее Riso, что по-японски это означает «идеал». Хаяма выбралтакое поэтическое имя, поскольку считал важным, чтобы люди не теряли своих идеалов в этот период отчаяния.

До того, как ризограф стал инструментом художника для печати, он был машиной, рожденной по необходимости. После окончания Второй мировой войны эмульсионные чернила были доступны в Японии только через дорогостоящий процесс импорта, основанный на ненадежных торговых каналах. Это было прямым результатом стратегии Японии по использованию высоких тарифов на американские и европейские промышленные товары, таким образом ограничивая деньги, потраченные на иностранные материалы, как способ оправиться от периода экономической депрессии.

Стремясь вывести на рынок более дешевую альтернативу, Нобору Хаяма разработал «Riso» — чернила на основе сои, идеально подходящие для высококачественной цветной печати по доступной цене. В 1986 году он произвел революцию в малотиражной печати для таких мест, как школы, церкви и предприятия. Для тех, кто хотел напечатать дубликаты тиражом от 50 до 10 000 экземпляров, ризограф стал наилучшим решением. Но по мере развития технологий и удешевления цветной струйной печати потребность в ризографе на рабочем месте резко упала.

Однако в последние годы его использование в качестве незаменимого помощника при работе с печатной продукцией значительно возросло, в основном из-за возможностей, которые он дает для самостоятельной публикации, а также из-за ярких цветов, которыми известна эта машина.

Знакомьтесь с ризографом

1. Лоток для бумаги: сюда вы кладете бумагу и ждете, пока машина подаст ее в машину.

2. Сканер/USB: здесь можно сканировать отдельные слои и напрямую создавать мастер-файлы. Если у вас есть цифровое изображение, вы можете отправить его на печать через компьютер.

3. Панель управления: здесь вы настраиваете машину и включаете ее в работу —  вы можете сделать мастер, начать и остановить печать, двигай барабаны и т. д.

4. Мастер-пленка и лоток для утилизации. Вы не можете повторно использовать «мастеры», поэтому, как только вы сделаете новый, старый будет выброшен в лоток для утилизации.

5. Барабаны: ключевой элемент машины! Физическая часть, которую вы вставляете и вынимаете вручную. Каждый барабан имеет свой цвет.

6. Чернильный картридж: эта цилиндрическая трубка удерживает чернила и находится внутри барабана. Это часть, которая заменяется, когда чернила заканчиваются.

7. Выходной лоток куда приземлится ваша бумага после вылета из машины.

Как работает ризограф?

1. Когда вы сканируете или загружаете изображение в машину, она сначала делает «бумажный трафарет» и наматывает его на красочный барабан. Их называют мастерами. Модель с двумя красильными барабанами может сделать два трафарета.

2. Бумага помещается в «податчик», где машина закручивает бумагу и регулирует давление в зависимости от веса бумаги.

3. Бумага прижимается и проходит через один или оба красочных барабана, прежде чем попасть в выходной лоток.

Другими словами, машина создает «цифровой» штамп на отдельных цветах, а вместе они создают красочное изображение. Можно сказать, что это процесс цифровой трафаретной печати.

Важная задача при работе с ризографом — правильно подготовить файлы, чтобы не терять время при создании тиражей различного объема. В этом вопросе лучше ориентироваться на шесть ключевых правил.

1. Только градации серого: без RVB, без CMJN, без Multilayer. Исходные изображения должны содержать только информацию о шкале серого, которая затем будет автоматически преобразована Riso в полутона. Поэтому нет необходимости наносить полутона самостоятельно, как при трафаретной печати. Каждый файл может содержать разные значения серого, начиная от линий со 100% и заканчивая градиентами и элементами с разной непрозрачностью.

2. Форматы файлов: TIFF (сжатие LZW), PDF (без сжатия), JPEG (высокое качество) или PSD.

3. Ничего лишнего — файлы не должны содержать эффекты.

4. Разрешение — 300 точек на дюйм (можно увеличить до 600 точек на дюйм благодаря считывателю Postscript, если вы хотите получить очень хороший результат).

5. Макеты в реальном размере, с метками обрезки и обрезом при необходимости. Из-за того, как мастер изготавливается внутри машины, невозможно выполнить полный обрез — оригинал-макет должен иметь поля не менее 5-10 мм.

6. Значение Opacity (Непрозрачность) должно устанавливаться в InDesign или Illustrator (вектор), а не в Photoshop (растр/пиксель). Это предотвратит возникновение ненужных «артефактов», пикселизации текста, гарантируя, что вы получите красивые и четкие линии, даже при значении 5pt.

Разделение цветов

Как уже отмечалось, ризограф печатает каждый цвет отдельно. Цвета полупрозрачные, а не непрозрачные, это означает, что можно работать со слоями для создания новых цветов. Эта полупрозрачная характеристика также означает, что бумага, на которой мы печатаем, существенно влияет на конечный результат. Каждый цвет имеет диапазон насыщенности от 100% до 10%, хотя все, что ниже 20%, будет едва заметно. Когда мы накладываем два цвета друг на друга — мы создаем новый цвет. Это называется эффектом наложения. Чтобы визуализировать это в цифровом виде, вы можете использовать эффект «Умножение». Следует иметь в виду, что в продукции Riso, как правило, используются чернила на масляной основе для тиражей на немелованной бумаге. Плоские цвета никогда не будут идеально однородными, если закрашиваемая область слишком велика. Точно так же плоские цветные области, расположенные сбоку отпечатка, будут иметь тенденцию перекрашиваться, если область слишком велика, и ее непрозрачность была установлена слишком высокой. Пожалуйста, убедитесь, что вы устанавливаете большие плоские цветовые области с непрозрачностью между 80% и 90%. Стопроцентное значение в таких случаях лучше не устанавливать.

Совет: чтобы создать более интересные цвета, попробуйте использовать более низкие уровни насыщенности, особенно при работе с более чем двумя цветами.

Параметры печати

При печати информация вашего PDF переводится в микроточки. У машины есть «гребенка», которая прокалывает мастер для создания трафарета. Это называется скринингом.

У Riso есть два варианта скрининга.

Зернистый. Является рандомизированным шаблоном диффузии. Отлично подходит для иллюстраций и плоских градиентов.

Сплошной. Создает классический полутоновый рисунок (организованные точки). Отлично подходит для фотографии или более текстурированного/экспериментального вида.

Регистрация

Существуют различные типы смещения, которые потенциально могут суммироваться друг с другом, наиболее распространенными из которых являются верх/низ или право/лево. Поскольку каждый последующий цветной слой требует отдельного прохода через ризограф, приводка на многоцветных ризографических отпечатках никогда не будет идеальной. Рекомендуется добавлять регистрационные метки к изображению, чтобы облегчить выравнивание нескольких слоев. Они также могут использоваться в качестве меток обрезки, если вы планируете уменьшить размер листа после того, как он будет напечатан.

Есть несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить вашу регистрацию и сделать регистрацию машины менее заметной:

  • встряхните бумагу, прежде чем положить ее в лоток для бумаги, чтобы убедиться, что стопка ровная. Распушите стопку бумаги, как если бы вы листали книжку, затем постучите стопкой по краю о плоскую поверхность, чтобы она выровнялась.
  • треппинг — это практика добавления небольшого перекрытия между соседними цветами, чтобы убедиться, что между ними нет белых промежутков, даже если совмещение немного неравномерно.
Боковое смещение Наклонное смещение Без треппинга С треппингом

Для изображений, использующих контур, предпочтительно «заливать» фоновые цвета, как в этом примере:
Без треппинга С треппингом
   

Возможные проблемы и пути их решения

Некоторые пользователи сетуют на то, что ризографическая печать — инструмент не для перфекционистов. Да, аппарат имеет различные особенности, которые могут повлиять на результат печати. Но, как и во многих других методах печати, можно кое-что предпринять, чтобы избежать нежелательных результатов.

Роликовые следы. В ризогафе используются резиновые ролики для подачи бумаги через устройство. Когда влажные чернила соприкасаются с ними, они могут оставить то, что принято называть следами от роликов. Эти знаки не являются постоянными. Во многих случаях их можно стереть мягким ластиком. А чтобы минимизировать их появление, помните:

  • ролики всегда захватывают бумагу посередине. Поэтому, уменьшая степень насыщенности в этой области отпечатка, вы можете уменьшить смазывание;
  • при печати более чем в 2 цвета подождите минимум 24 часа, пока чернила высохнут, так резина впитает меньше чернил;
  • старайтесь печать от светлого к темному.

Неравномерная регистрация или, иными словами, неравномерное совмещение возникает из-за комбинации движений внутри машины, а также процесса «прокатывания и штамповки». Вы можете исправить некоторые совмещения прямо на ризографе, но по мере печати этот эффект может измениться снова.

Это означает, что никто не сможет гарантировать идеальные результаты. Но это также означает, что каждый отпечаток немного отличается от другого и, следовательно, уникален. Это одна из прелестей и специфических особенностей ризогрфов.

Узнать дополнительную информацию об этом оборудовании и купить ризограф Riso подходящей конфигурации вы сможете, обратившись за консультацией к нашим специалистам. 


Оцените материал:
Рейтинг 4.5 Отзывов 2521
Иван Сорокин
Автор статьи:

Об авторе

Специалист отдела продаж полиграфического оборудования и оргтехники.

Другие статьи

23 января 2024
Статья

Руководство по технологиям печати и нормам хранения.

06 февраля 2024
Статья

Встречайте новую серию широкоформатников.

09 февраля 2024
Статья

Критерии выбора, рейтинги от А2 до А6.

logo